Часто задаваемые вопросы

 

Подскажите, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить?

 

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:·        

достигнуто не своим трудом;·

не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум);·

из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:·        

за поступок, за свершившееся действие;·    

    начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения;·    

    очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже;·       

 уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). 

1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:·        

ребёнок болен, испытывает недомогание;·       

 когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном;·        

во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки);·        

после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

 

Как подготовить ребёнка к детскому саду?

 

Необходимо тренировать систему адаптационных механизмов у ребёнка и приучать его заблаговременно к условиям и ситуациям, в которых надо менять формы поведения;

Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом;

Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня ребёнка дома;

Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придёт. 

 

 

Каковы требования к одежде и внешнему виду малыша?

 

 

Опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;

 

Умытое лицо;

 

Чистые нос, руки, подстриженные ногти;

 

Подстриженные и тщательно расчесанные волосы;

 

Чистое нижнее белье;

 

Наличие достаточного количества носовых платков.

 

Перед тем, как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда не была слишком велика и не сковывала его движений. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться. Нежелательно ношение комбинезонов. Носовой платок необходим ребенку как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения.

 

Про повседневную одежду: старайтесь в сад малышу надевать всё, что на молниях и липучках (пуговиц и шнуровки - по минимуму, тренируйтесь лучше дома, это правило касается и верхней одежды тоже, в том числе шапок, курточек, ботиночек), малыши чувствуют себя комфортно, когда у них всё получается, не нужно просить помощи у воспитателя, настоящая радость - одеться-раздеться первым - воспитатель похвалит. Запасной комплект одежды обязателен, особенно в младших группах, а лучше несколько. Воспитатели приветствуют, когда девочки одеты в юбки и платья (т.е. соответственно полу). С этим можно поспорить, но советую в те дни, когда есть музыкальное занятие одевать на девочек всё-таки юбочки-платья-сарафаны. Представьте себе, как ваша дочка "держится" за край воображаемой юбочки во время танцевальных па. И одно из основных правил - эстетика и опрятность.

 

У нас в саду для первой младшей группы (двухлеток) нет спортивной формы и чешки они не носят ни на физическую культуру, ни на музыкальное занятие. Долго переодевать, а сами малыши пока не справляются.

 

В период межсезонья с осени на зиму в саду бывает достаточно прохладно. Поэтому пригодятся колготки и кофточки с длинным рукавом. Кроме того,  некоторых в это время воспитатели просят приносить пижаму. Обувь покупайте строго по размеру, с жёстким задником и возможностью вентиляции.

 

Для создания комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ необходимо:

 

Не менее 2-х комплектов сменного белья: мальчикам - шорты, трусики, колготки; девочкам - колготки, трусики. В теплое время - носки, гольфы.

 

Два пакета для хранения чистого и использованного белья.

 

Белье, одежда и прочие вещи должны быть промаркированы.


У меня график работы такой, что я 2 дня в неделю не могу забирать ребенка из детского сада, почему 2 раза в неделю не может забирать моя старшая дочь, которой 14 лет?

Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия—иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы.

Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении

Ежегодно воспитатели выдают список необходимых принадлежностей. Правомерно ли это? Должен ли обеспечивать детский сад всем необходимым отдел образования, спорта и туризма?

 

Создание развивающей среды осуществляется в соответствии с Перечнем оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, утвержденным Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 50 от 24.09.2007г. (в редакции от 04.11.2009г. № 69). Данным Постановлением предусмотрено приобретение необходимых принадлежностей за счёт средств родителей:

• карандаши цветные,

• пастель 24 цветов,                            

• фломастеры,

• краски,

• розетки прозрачные для краски, 

• подставки для кистей,  

• кисти, 

• салфетки для обсушивания кистей, 

• баночки пластмассовые для промывания ворса кистей,  

• палитры,  

• губки для смывания краски с палитры, 

• мелки,

• бумага белая и цветная,  

• пластилин,  

• стеки,  

• ножницы с тупыми концами,  

• файлы,  

• подносы для обрезков бумаги,

• картон, 

• розетки для клея, 

• салфетки,  

• пластины (клеенки) для работы с клеем,  

• фартуки и др.

 

 

 

Я стараюсь  своему  ребёнку  на  ужин приготовить что-то изысканное,  то, что он  любит? Что  можете  порекомендовать  Вы?

В  нашем  учреждении  дошкольного образования   на  стенде «Наше  меню», размещённом   в холле первого  этажа  здания, ежедневно для  родителей рекомендуется  то или  иное  блюдо на  ужин  нашим  воспитанникам. Эти рекомендации  даны  в  соответствии с тем  набором  обязательных   натуральных   норм, которые  рекомендованы Министерством  здравоохранения Республики  Беларусь ежедневно  каждому   ребёнку и с учётом тех  продуктов  питания, которые  воспитанник  уже  получил в этот  день в  учреждении. Обратите  внимание  на  наши  рекомендации.

 

Мой  ребёнок  плохо  засыпает. Это  проблемно  многих  родителей. Все  знают  как  трудно  порой уложить  ребёнка  вечером  спать. Что Вы  можете  порекомендовать?

За час  до сна со  всеми  детьми, и особенно с  гиперактивными, необходимо играть  в  малоподвижные  игры,  которые  не  возбуждают  ребёнка. Затем необходимо принять  теплую ванну  или  теплый  душ. Непосредственно  перед  сном рекомендуем почитать  или  рассказать  ребёнку  сказку со  спокойным  сюжетом. А бывает, что  достаточно спеть ребёнка колыбельную песенку, которая испокон  веков  считалась универсальным «Снотворным» средством. С колыбельных песен  начинается  воспитание  ребёнка. Наши предки  придавали им  особенное мистическое значение, в которых  упоминались образы сна, Дремы, Угомона. Они не просто  помогали  ребёнку заснуть, но  и выполняли роль своеобразных заклинаний, в которых  мать через  колыбельную просила  малыша  быть здоровым, богатым, как сказали  бы  сейчас, воздействуя на психологическом  уровне через подсознание. Однообразное, монотонное пение помогает  ребёнку  успокоиться  и быстро заснуть.

 

Можно  ли проводить  с  ребёнком  дома занятия  с использование электронных игр?

Игровые занятия  с  детьми 5-6 лет с использование ПЭВМ должны проводиться с детьми  не чаще  2 раз в неделю. Использование компьютерных игр с напряжённым темпом развёртывания  событий,  жестоким  содержанием  запрещается. Длительность просмотра  телепередач не  должна превышать 20-30 минут. При просмотре  в  вечернее время должно  быть обеспечено  освещение верхним светом или местным источником  света. В дневные часы окна должны  быть зашторены.

 

Моему  ребёнку   три года. Он не  выговаривает  буквы в словах. Почему с ним  не  занимается  учитель — дефектолог?

 

 

Ваш  ребёнок  и многие  другие  дети  трёхлетнего  возраста после проведённой  диагностики  уже состоят  в базе  данных раннего  выявления детей  с  особенностями психо-физического развития.  В   три  года ребёнок в силу своих  физиологических особенностей  и физического развития может  ещё не  выговаривать некоторые  буквы. Это считается  ещё нормой. С  четырёхлетнего  возраста  он  будет зачислен  в  пункт коррекционно-развивающего  обучения и с ним  учитель-дефектолог  будет проводить  индивидуальные  и  групповые коррекционные занятия.

 

Что можно, а что нельзя приносить в детский сад?

 

 В учреждение дошкольного образования  запрещено приносить из дома:
- Любые лекарственные препараты, витамины, так как учреждение дошкольного образования могут посещать только здоровые дети, воспитанники с признаками заболевания изолируются до прихода родителей. Принесенные ребенком лекарства, витамины могут стать причиной отравления других детей
- Продукты питания (фрукты, сырки, чипсы, конфеты, жевательную резинку и др.) Внимательно проверяйте, что именно Ваш ребенок несет в детский сад! Помните, что детям свойственно угощать друг друга тайно принесенными сладостями- это может стать причиной аллергической реакции, пищевого отравления, инфекционного заболевания. Так же ребенок может во время игры, бега подавиться конфетой или жевательной резинкой.
- Опасные предметы. Часто дети в тайне от родителей приносят в детский сад гвозди, куски проволоки, зажигалки и др. Это все может быть причиной травмы ребенка.
- Косметические средства. Запрещено приносить различные косметические средства - детскую туалетную воду, лак для ногтей и др. Дети, играя между собой, могут испортить одежду себе или окружающим. Так же, косметические средства могут вызывать аллергическую реакцию у других детей.
- Дорогостоящие игрушки. Учреждение дошкольного образования не несет ответственности за сохранность дорогостоящих игрушек, ценных вещей (золотых украшения,  мобильных телефонов) у детей дошкольного возраста.

Что такое логопедическая помощь детям с тяжёлыми нарушениями речи в условиях специальной группы учреждения дошкольного образования?

 

Логопедическая помощь детям дошкольного возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений:

- специальное учреждение дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи в учреждениях дошкольного образования;
- группы интегрированного обучения и воспитания;
- пункты коррекционно – педагогической помощи в учреждениях дошкольного образования;
-  центр коррекционно- развивающего обучения и реабилитации.
В системе здравоохранения для детей с тяжелыми нарушениями речи, предусмотрена помощь в логопедических кабинетах при детских поликлиниках.
Специальные учреждения дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают массовую помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача – коррекция речевого нарушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или специальной общеобразовательной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Количество детей в специальной группе для детей с ТНР составляет 10 - 12 человек. Ежедневно с детьми группы работают педагог, учитель-дефектолог и другие специалисты.

 

Каковы особенности коррекционного процесса в специальной группе для детей с ТНР?

 

Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитии словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

В процессе обучения и воспитания большое внимание уделяется развитию психических процессов и функций ребёнка: внимания, восприятия, памяти, мышления и внутренней речи, участвующих в развитии интеллекта и личности ребёнка в целом. Работа направляется на развитие всех видов деятельности ребёнка, в том числе и речи как одного из видов деятельности. Воздействие способствует нормализации взаимоотношения ребёнка с окружающими.Программой «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» предусмотрено ознакомление детей с окружающим миром, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений. Проводятся занятия по изобразительной деятельности и конструированию, физкультурные и музыкальные занятия, которые также дают большие возможности для коррекции имеющихся у детей нарушений. Учитель – дефектолог проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по формированию лексико – грамматического строя речи, звуковой культуре и грамоте.В планах индивидуально–коррекционной работы, как правило, выделяется работа по следующим разделам: моторное развитие; восприятие; внимание и память; формирование пространственных представлений; программирование психической деятельности; развитие мышления

какие основные задачи специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи?

Основными задачами являются:

- коррекция выявленных нарушений речевого развития детей;
- развитие у детей правильной разговорной речи;
-  навыков правильного произношения;
- подготовка детей к обучению в школе.
-  разъяснение основ логопедических знаний среди педагогов, родителей (лиц их заменяющих) воспитанников.
Дети учатся:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- различать твёрдые и мягкие звуки, глухие и звонкие, различать понятия «слог», «предложение».
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- читать и правильно понимать прочитанное;
- образовывать слова;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
- использовать слова различных лексико-грамматических категорий.

 

Что такое интегрированное обучение и воспитание?

 

современных условиях интегрированное обучение и воспитание становиться все более востребованным родителями для детей дошкольного возраста: данной формой образования охвачено 1682 ребенка с ОПФР. В соответствии с запросами родителей увеличивается количество интегрированных групп в учреждениях дошкольного образования республики: на 01.01.2011 г их количество составляло 376. Организация интегрированного обучения позволяет расширить охват нуждающихся детей необходимой коррекционно-педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка.

Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству учреждения дошкольного образования. С другой стороны, учреждение дошкольного образования готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.
Основной целью интегрированного воспитания и обучения является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Главными задачами являются:
- развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
- организация психолого – педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;
- реализация коррекционно- обучающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;
- развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;
- формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;
- оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка.